Дошкольное лесничество «Лесовичок».
Проект для детей старшего дошкольного возраста
«Хозяин леса»
Актуальность
Лес – это подарок природы человеку, и его нужно беречь, охранять и защищать от пожаров и злоумышленников. Это и есть основная обязанность человека с профессией лесник. Кто такой лесник? Лесник - работник лесной государственной охраны, сотрудник лесничества. По словарю Ожегова - лесной сторож. При знакомстве с профессией лесника у детей возникло много вопросов о его работе и вообще, почему эта профессия так нужна. Такой интерес подтолкнул нас к более близкому знакомству с этой профессией.
Проект направлен на ознакомление детей с профессий лесника, на то, чтобы
показать ее важность, необходимость и значимость. В ходе проекта дети
знакомятся с обязанностями лесника, что должен знать, уметь, какими
качествами должен обладать. Проект предоставляет хорошую возможность
привлечь родителей в совместную деятельность с педагогом и детьми, позволяет самим обрабатывать различные источники информации, обобщать материал, развивать у детей познавательный интерес, логическое мышление.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Полное название проекта: «Хозяин леса»
Автор проекта: руководитель дошкольного лесничества «Лесовичок» Кузнецова Н.А.
Вид проекта: групповой.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
По составу участников: дети, сотрудник лесного хозяйства, педагог.
Место проведения: МБДОУ детский сад «Орлёнок»
Сроки проведения: краткосрочный с 14 по 20 сентября 2023г.
Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа)
Объект исследования: профессия лесника.
Основные вопросы:
· Кто такой лесничий?
· Почему важна эта профессия?
· Что должен знать и уметь лесничий?
Цель: формирование представлений детей о профессии лесничий и его
трудовой деятельности.
Задачи:
- показать значимость профессии лесник для общества и природы;
-развивать любознательность, внимание, познавательный интерес к исследовательской деятельности.
- воспитание уважительного отношения к труду взрослых, через формирование представлений о профессии лесничего.
Формы и виды деятельности по проекту :
- доклады, краткие справки подготовленные детьми совместно с родителями
об истории возникновения профессии лесничий;
- составление паспорта комнатных цветов, растущих в группе, составление
табличек напоминалок что любит каждое растение;
- организация выставки кормушек для птиц, сделанных семьями
воспитанников;
- составление плана участка группы, со всеми растущими деревьями и
кустарниками;
- выставка рисунков и кратких рассказов о растущих деревьях на участке
группы;
- чтение литературы о животных и птицах наших лесов, отгадывание
загадок;
Оборудование: ИКТ, проектор, ноутбук, картина – фланелеграф, детали леса: деревья, цветы,
грибы, насекомые, животные, птицы. Презентации: «Лесник», «Работа лесника», «Правила поведения в лесу». Настольно - дидактическая игра «Кто где живет»
Предполагаемый продукт проектной деятельности: саженцы растений рябины для посадки на территории детского сада.
Формы, методы и приемы при работе над проектом:
1. Беседа «Кто такой хозяин леса? Кто лес бережет?»
2. Д/и игры «Как вести себя в лесу», «Кто где живет».
3. Беседа с сотрудником лесного хозяйства «Профессия лесник это…», правила поведения в лесу.
4. Беседа «Красная книга Нижегородской области»
5. Посадка саженцев рябины.
6. Конкурс для родителей и детей по изготовлению кормушек, скворечников.
Матрица к проекту «Хозяин леса»
Этап |
Продукт на выходе |
Виды деятельности |
Роли, которые исполняют дети |
Материал |
Источник информации |
Привлечение родителей |
Реклама профессии: Лесники – важные для леса люди, они охраняют его и следят за порядком. Работники леса хорошо знают всех его обитателей. Они стараются помочь животным в трудное время – зимой во время бескормицы, весной в половодье, борются с браконьерами. Лесники заботятся о лесе – берегут его от пожара. Они очищают лес от старых деревьев, намечают посадки новых. Вот сколько важных дел у лесников.
Кейс: за чистотой и порядком в группе следят воспитатели и помощники воспитателя, порядок на участке поддерживает дворник. А кто следит за порядком в лесу? |
1 этап - подготовительный
Проблема: Кто поможет лесу?
Задача: показать значимость профессии лесничего для общества и природы.
|
Беседа «Кто такой хозяин леса? Кто лес бережет?»
|
Коллаж «Лесничий – хозяин леса» |
Игровая, художественная |
Художники – оформители |
Ватман, картинки
Презентация «Профессия лесничий»
|
Воспитатель |
|
Проектирование.
2 этап – аналитический |
Д/и игры «Как вести себя в лесу», «Кто где живет»,
|
Природоохранные знаки |
Игровая |
Оформители, защитники природы |
Плакаты «Берегите лес», «Дикие животные», «Красная книга»
Интернет-ресурсы.
|
Воспитатель,
|
|
Поиск информации |
Гость. Районный лесничий Уренского района лесничества министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области Плешаков Евгений Геннадьевич
Беседа с сотрудником лесного хозяйства «Профессия лесник это…», правила поведения в лесу.
|
|
Познавательная |
|
Презентация «Профессия лесничий это…», «Правила поведения в лесу» |
Районный лесничий Уренского района лесничества министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области Плешаков Евгений Геннадьевич
Воспитатель |
|
Беседа «Красная книга Нижегородской области» |
|
Познавательная |
|
Презентация «Красная книга Нижегородской области»;
КРАСНАЯ КНИГА Нижегородской области, издательство «Поволжье» г.Нижний Новгород, 2003г.
|
воспитатель |
|
Продукт
III этап – практический
|
«Посади дерево» |
Саженцы рябины |
Трудовая, исследовательская |
Исследователи |
Саженцы растений, посадочный инвентарь |
Воспитатель,
Заслуженный лесовод РФ директора ООО «Межхозяйственного лесхоза» Гулин Дмитри Иванович,
Районный лесничий Уренского района лесничества министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области Плешаков Евгений Геннадьевич |
|
«Дом для птиц» |
Скворечники, синичники |
Трудовая |
«строители» скворечников или кормушек |
Доски или сборная модель скворечника, синичника |
Родители, воспитатель |
Изготовление скворечников, синичников |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список литературы:
1. Дмитриев Ю. «Что такое лес»
2. Горькова Л.Г, Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по
экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2007.
3. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011
4. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
5. Николаева С.Н. Юный эколог. Парциальная программа экологического воспитания. 3–7 лет. ФГОС
Интернет-ресурсы:
Nsportal.ru
Infourok.ru
Ped.kopilka.ru